Доброволец 20 век
Доброволец 20 век

Публикации по истории клуба

  главная страница     письмо в редакцию     Добавить в избранное

  Главная страница

  Устав клуба и документы

  История клуба

      Публикации по истории клуба

  План на 2007 год

  Журнал

  Первая Мировая война

  Гражданская война в России

  Вторая Мировая война

  Гостевая книга

  Карта сервера

  Ссылки

  Заявка на регистрацию

  Призывной пункт



Вход для членов клуба

Логин

Пароль






ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

1.Наш сайт посвящен пропаганде только движения военно-исторической реконструкции. Не надо приписывать нам пропаганду расовой, национальной или религиозной розни, фашизма и национал-социализма, а также призывов к изменению государственного строя. Мы этим не занимаемся. Наш клуб объединяет любителей истории, это не политическое объединение.

2. Мы не нарушаем законы Российской Федерации и других государств. В частности, изображенные на фотографиях образцы "оружия" являются либо массогабаритными макетами, либо иными образцами гражданского оружия, разрешенного действующим законодательством РФ для применения в ходе массовых мероприятиях.








Все публикации >>>


«Гроза над Белой» в июньский зной


О военно-исторической реконструкции в России мы рассказывали не раз. Но праздник, о котором мы хотим рассказать, проводился впервые и привлек внимание многих средств массовой информации Уральского региона.

Конец июня 2004 г. Скорый поезд «Башкортостан» увозил нас далеко от московских дождей и прохлады. 23 июня мы прибыли в Уфу, где палило жаркое солнце, и загорелые башкиры встречали нас добродушными улыбками. На 24-25 июня 2004 г. по инициативе военного комиссариата Республики Башкортостан, Центра детского и молодёжного творчества «Росстань» и Уфимского военно-исторического клуба назначено проведение фестиваля «Гроза над Белой».

Наш военно-исторический клуб «Доброволецъ – ХХ век» приглашен принять в фестивале непосредственное участие. В программу, согласно приглашению, входит и «реконструкция одного из эпизодов боя между белогвардейскими и красноармейскими войсками на берегу реки Белая в 1919 г.». Этот эпизод был разыгран на том же месте, где 85 лет назад на берегах Белой разыгрались драматические события, когда русские шли против русских, брат против брата, 25-я Чапаевская дивизия против войск генерала Ханжина. Более ста человек из разных городов собрались, чтобы отдать дань памяти всем погибшим «на той, далекой, на Гражданской…»

Цель военно-исторической реконструкции – «живая история». Движение это зародилось в Европе в шестидесятые годы, а в России - в конце восьмидесятых. Участники движения воссоздают реальные исторические события, ощущая себя как бы их участниками. Это энтузиасты, увлеченные своим делом. Все поездки и изготовление дорогостоящих мундиров, муляжей оружия члены военно-исторических клубов оплачивают из своего кармана. Решительно никакого дохода это занятие не приносит.

Военно-историческая реконструкция – не просто игра взрослых людей в войну. Каждый прибывший в Уфу «солдат» Белой армии глубоко убежден, что стоило воевать за веру и отечество против безбожной советской власти. И в 1918 году, думается, эти люди сделали бы тот же выбор. Потом возникло серьезное увлечение идеологией Белого Движения. Наладились контакты с последними «белыми», доживающими свой век в разных уголках земного шара.

Стали «новыми белогвардейцами» совершенно разные в обычной жизни люди: рабочие, студенты, инженеры, врачи, юристы. Есть и девушки в солдатской одежде, в форме сестер милосердия. Впрочем, социальный состав участников Гражданской войны тоже был разнообразен. Именно для сражений на Урале характерны эпизоды, когда белые полки и дивизии формировались из добровольцев – рабочих и крестьян, прежде многих распознавших антихристианскую и противочеловеческую сущность советчины.

Прохожие с интересом рассматривали военную форму наших «бойцов». В этот раз на наших чинах была форма Ижевских и Камских стрелков, принимавших участие в защите Уфы от Красной армии и первой «психической атаке» Гражданской войны в России 1919 года. Именно рабочие Ижевских оружейных заводов воевали, считаясь своеобразной белой гвардией, с красным флагом против красных, вплоть до конца 1919 года (тогда знамя им за выдающуюся доблесть было заменено на Георгиевское). Они подняли восстание против комиссаров в августе 1918 года, геройски защищали Уфу и впоследствии с армией последнего Верховного Правителя Адмирала А.В. Колчака прошли с тяжелейшими боями весь трагический путь до Амура и Харбина.

В клуб «Доброволецъ – ХХ век» входят подразделения 2 Корниловского Ударного полка, 1 Офицерского пехотного генерала Маркова полка, Офицерского стрелкового генерала Дроздовского полка, Сводной Прикамской бригады. Пусть в каждой «роте» 7 – 10 человек. Но зато это люди, преданные Белой идее. А реконструкцией прославленных Ижевских и Камских частей занимается составная часть нашего клуба – клуб «Сибирский Доброволец» под руководством прапорщика А.П. Гольдина.

«Вот уже девять лет прошло с тех пор, когда мы надели наши погоны. Громкое имя Белых воинов украсилось новыми славными делами. Мы выходили в дальние походы, оттачивали свой уровень подготовки в полевых лагерях, отдавали воинские почести нашим павшим Вождям, стояли в почетных караулах, вели неустанную исследовательскую и пропагандистскую работу. Однажды избрав для себя тернистый путь продолжателей Белого движения, мы ни в чем не погрешили против его светлых идеалов, продолжая гордо нести Национальный стяг неповиновения большевизму и его наследию. Из прошедшего времени уже сделаны главные выводы, которые составляют нашу программу действий на будущее.

Во-первых. Мы стремимся, прежде всего, сохранить историческую правду о Белом движении – подлинную правду о том, что было: какие события вызвали Белую борьбу; как она начиналась и возникла; чего хотели, о чем думали и что совершили те, кто становились под Национальное знамя. Мы знаем, что эта строгая и подлинная историческая правда таила в себе с самого начала ту духовную правду, ту идею и правоту, которой служили наши предшественники, и которой мы будем служить и впредь.

Во-вторых. Мы не прекратим нашей работы до тех пор, пока не будет окончательно уничтожена сатанинская, противная человеческой природе людоедская сущность большевизма, основу которого составляют:

Интернационализм – как физическое уничтожение здоровых национальных сил государства и насильственное стирание национальных, культурных и религиозных различий составляющего его населения.

Коммунизм – как ликвидация духовной свободы и личной независимости человека через создание террористического режима власти и проведение принудительного экономического, политического, социального и духовного обобществления.

Тоталитаризм – как осуществление властью политики изъятия у населения его естественных прав и насаждение противоестественного экономического расслоения и социально-политического неравенства населения.

Атеизм – как осквернение национальных святынь, подавление человеческой индивидуальности и свободой воли путем отрицания божественной сущности человека и осуществления политики вседозволенности для избранных.

В-третьих. Белое дело не нами началось, не нами и кончится. Но силою исторических судеб нам пришлось поднять ныне его знамя в России, и мы несем это знамя с чувством величайшей духовной ответственности. Не мы создали его; мы только стали под него, опять как бывало, в час смуты и разложения. Пусть сейчас наши ряды малочисленны – это не признак слабости, но знамение очищения. Борьба не завершится, пока остается хотя бы один не сдавшийся, не павший духом, не покинувший поля брани. И тот с нами, кто верит в наши принципы:


Штыки нужны в строю – на бумаге они бесполезны.
Штыки ржавеют без дела – их место в поле.
Штыки сильны руками – руки крепки головой. Не в силе Бог, а в правде – с правдой и один в поле воин.

Вот уже более восьмидесяти лет Белая армия лишена оружия и не сражается с большевизмом на поле боя. Но ее дух не поколеблен, ее цели не померкли, ее бытие не потеряло смысл. Мы глубоко убеждены, что пройдут определенные сроки, исчезнет большевизм и его тяжелое наследие, а Белое дело, родившееся в этой борьбе, не исчезнет и не отойдет в прошлое: дух его сохранится и органически войдет в бытие и строительство новой России. (Из воззвания ВИК «Сибирский Доброволец»).

Организаторы фестиваля привезли нас в лагерь, располагавшийся на берегу реки Белая, недалеко от посёлка Красный Яр. Сюда также приехали военно-исторические клубы из Перми, Самары, Екатеринбурга и, конечно, местный Уфимский военно-исторический клуб. Ночью река Белая, отражая сияние луны, разливалась млечными дорожками, и действительно казалось, будто вода в ней белого цвета. На следующий день отрядам белых воинов суждено было встретиться в бою с Башкирской кавалерийской дивизией и Отдельной Башкирской стрелковой бригадой, реконструируемыми уфимскими и самарскими энтузиастами. На самом деле красные башкиры, сочетавшие на буденовках красную звезду и мусульманский полумесяц, воевали на другом фронте – под Петроградом. Но возрождение интереса к истории своей «малой родины» неизбежно сопряжено с интересом к национальным формированиям, и с этим приходится считаться.

Пройдя немного по берегу Белой, можно увидеть воронки от снарядов и старые окопы. Именно здесь проходила линия обороны белых от наступающей знаменитой 25-ой дивизии красных под командованием Чапаева.

Лето 1919 года стало судьбоносным периодом в истории России. Именно в это время крупные успехи Белых армий на Юге и Северо-западе России создали серьезную угрозу существования советской власти. Ленин в это время телеграфировал Реввоенсовету Восточного фронта: «Если мы до зимы не завоюем Урала, то я считаю гибель революции неизбежной. Напрягите все силы…». Одним из важных моментов т. н. «контрнаступления Восточного фронта» красных было взятие города Уфы 9 июня 1919 г.

В то же время командование белой Западной Армии разработало план контрудара. 3-й Уральский корпус, сосредоточившись севернее Уфы, должен был нанести удар на стыке советских войск. 2-й Уфимский корпус генерала Войцеховского должен был упорной обороной отстаивать Уфу, вместе с Волжским корпусом Каппеля. В рядах Уфимской и Камской дивизий белых находилось немало Уфы и Башкирии в целом.

Общее число штыков и сабель в красных армиях Туркестанской Армии составляло более 30 тысяч. Прибавим сюда более 400 пулеметов и 119 орудий. Силы Белых были слабее – около 19 тысяч штыков и сабель (справедливости ради нужно отметить, что кавалерии здесь практически не было), 260 пулеметов и 93 орудия. Но в тоже время это был период наибольшего морального подъема антибольшевицких войск. Именно в этот период прославленные Ижевцы и Камцы защищали Уфу. Белые сосредоточили в районе Уфы Волжскую (под командованием прославленного генерала В.О. Каппеля) и Уфимскую группировки. В их рядах служило и немалое количество пленных красноармейцев

Река Белая представляет собой сложную водную преграду. Ширина реки составляет в месте переправы от 150 до 300 метров, глубина – от полуметра до 9 метров, скорость течения 0,5 м/с. Первоначально оборона белых была обустроена на западном берегу, но 1 июня 1919 года под натиском превосходящих сил противника последние паромы перевезли солдат на восточный берег. В ходе дальнейших боев, пользуясь численным превосходством и растянутым фронтом белых, красные совершили охват противника и действовали ударными группами, которые врывались в стыки подразделений белых. Кроме того, основные силы белых были отвлечены от места, где совершалась переправа через реку

2 июня красными был высажен десант, который был сброшен в реку штыковым ударом каппелевских стрелков. Было взято несколько сот пленных. Уйти удалось немногим. В полосе 25-ой дивизии 5 – 7 июня красным удалось занять небольшой плацдарм после ожесточенных боев. В ночь на 8 июня на полуостров в районе Красного Яра переправились основные силы чапаевцев, которые расширили плацдарм и углубили его на 10 километров. В жесточайших боях, осыпаемые шрапнелью, 1 и 2 стрелковые полки белых южнее Уфы сбросили вновь противника в реку в районе Колташа, уничтожив три полка красных. Но общего положения это спасти уже не могло.

Волжская группа Каппеля прикрывала отход всех войск, не допустив их окружения, и держалась героически, но к 21 июня все белые части отошли к Уралу.

Надо заметить, что ничего общего с легендарным советским фильмом «Чапаев» бои под Уфой не имели. Каппелевцы не сражались против чапаевских бойцов, они были разделены приблизительно 30 километрами по фронту. «Психические атаки» в действительности имели место в предшествовавший период Гражданской войны – в боях на Волге, и выглядели они совершенно иначе. Единообразно, да и то английское, обмундирование у каппелевцев появилось несколько позже. В черную форму при защите Уфы была одета только рота из учащихся реальных училищ, провоевавшая всего несколько дней. Сами «психические атаки» проводились по причине более простой, чем «психология» - у белых зачастую не было патронов…

Наутро современные преемники Белого Движения, офицеры и рядовые, готовились к предстоящему сражению. Предстояло реконструировать второй этап сражения за Уфу – оборону города белыми войсками на восточном берегу Белой. Чистили форму, проверяли готовность оружия, оттачивали строевые движения и приёмы штыкового боя, проводили разведку местности.
Построением чинов руководил подполковник, руководитель екатеринбургского военно-исторического клуба «Горный Щит», известный историк Александр Михайлович Кручинин. Он проводит инструктаж по технике безопасности.
Красноармейцы тоже готовились. Суконные звёзды пылают алым цветом на их будёновках. Их построением руководит уфимский журналист Сергей Георгиевич Шушпанов. Красноармейцы поют коммунистические песни. Белые солдаты в это время крестятся, читают молитвы.

Все участники предстоящей битвы вооружены муляжами винтовок, шашек, оснащены пиротехникой. Сёстры милосердия - и со стороны «красных», и со стороны «белых» - готовят медицинские припасы. С замиранием сердца все ждут боя. Вокруг собираются зрители, по их лицам можно догадаться, насколько всё-таки интересно современным людям узнать, и, тем более, увидеть, какими были эти сражения 1919 года.

И вот красноармейский отряд занимает свои позиции. Через некоторое время сторожевое охранение «белогвардейского» отряда обнаружило передовой пост красных. Подаётся сигнал тревоги. Походная колонна белых рассыпалась в цепи, которые, ведя огонь на бегу, залегли. На помощь передовой заставе поспешили основные силы красногвардейцев, открыв ураганный огонь по наступающим цепям. Громкие выстрелы и пулемётные очереди сотрясали жаркий июньский воздух.

Выстрелы достигают солдат «белых». Офицеры стараются сохранить боевой порядок, и наступающие отходят, забирая с собой «раненых», сёстры милосердия, спешат помочь. Отчетливо слышна вся «музыка боя» Гражданской войны - крики, полные боли, звенящее оружие…

После длительной «перестрелки», подобравшись перебежками вплотную к красноармейским окопам, белые солдаты отважно бросились в штыковую атаку и выбили противника из укрепления. Преследуемые бойцами Ижевского и Камского полков, «большевики и интернационалисты» бежали к реке Белая. Командиру «194-го пехотного Троицко-Сергиевского полка» подпоручику Лобанову удалось взять в плен комиссара…

Вся картина происходящего была настолько приближена к реальным событиям войны, что в глазах зрителей и участников этого мероприятия можно было заметить восторг и страх одновременно. Многие, наблюдая подобный фрагмент реконструкции былых времён, начинают понимать, насколько ужасно и трагично то, что произошло с русским народом в период Гражданской войны 1918-1922 гг.
Именно для такого просвещения зрителей и осознания ими событий Гражданской войны, в память погибших воинов Русской земли, и проводился военно-исторический фестиваль «Гроза над Белой». Почему именно этот эпизод сражения за Уфу был избран для реконструкции? Кроме 85-летнего юбилея сражения, есть и другие мотивы. Во-первых, в поселке Красный Яр, близ которого и проходил фестиваль, находится также музей чапаевской дивизии, который с большим интересом мы посетили. Музей также оказал информационную поддержку организаторам фестиваля. Во-вторых… приходится исходить и из современных реалий. Интерес к Белому Делу возрос, и сейчас не так много желающих заниматься возрождением памяти о красноармейцах. Может быть, это и к лучшему. Из приказа Чапаева, который выставлен в том самом музее следует, что при обстреле Уфы, где еще оставалось мирное население, легендарный комдив приказывал каждый третий снаряд выпускать снаряженным отравляющими газами.… Вот и мало желающих ощутить себя потомками палачей собственного народа.

Впрочем, находясь в одном полевом лагере, современные «белые» и «красные» вовсе не норовят потащить друг друга к ближайшему дереву или стенке. История – историей, а современные люди уже научились вести споры без участия оружия, с уважением к оппоненту. Думается, что это тоже хороший знак.

В клубе «Доброволецъ – ХХ век» для пропаганды идеи Белого Движения служит издаваемый клубом дважды в год военно-исторический альманах «Доброволецъ». Материалы для журнала объемом 56 страниц, наполненного архивными документами, мемуарами участников Белого и Русского Освободительного движения, малоизвестными подробности истории борьбы русских людей с коммунизмом, биографиями выдающихся патриотов России, заметками о символике и наградах добровольцев ХХ века, художественной прозой и стихотворениями о России, члены клуба подготавливают сами, порой затрачивая в архивах уйму времени и денег. Результат? Журнал интересен и вполне доступен, в магазинах Москвы его можно приобрести за вполне приемлемую цену. Екатеринбургский «Горный Щит» также издает свои альманахи. Так, казалось бы, игра не наигравшихся в детстве взрослых перерастает в серьёзное изучение истории Отечества.

- Как я ощущаю себя в этой форме? – рассуждает вслух москвич Евгений Шатов, фельдфебель Камского стрелкового полка. – Ощущаю себя таким же солдатом, как и те, что сражались в 1919 году. Но главное для нас – то, что мы можем рассказать, показать людям, как все это происходило. За многие годы, к сожалению, историческая память умышленно была стерта. Цель нашей деятельности – показать, что о Гражданской войне в России забывать нельзя, ее итоги, к сожалению, определили и наше неустроенное настоящее. А рассказать о Белом Движении сегодня – означает призвать к размышлениям о том, что в духовном плане Белые все же победили, что повторения прошедших испытаний, принесенных богоборческим режимом, быть не может.

Хочется сказать несколько добрых слов об организаторах праздника. Искренне благодарим организаторов Военный комиссариат Республики Башкортостан, Центр детского и молодёжного творчества «Росстань», Уфимский военно-исторический клуб и всех участников фестиваля. Уфимский военно-исторический клуб, организовавший мероприятие, существует всего несколько лет. Руководитель его – Сергей Шушпанов - очень многое сделал, чтобы достойно разместить, обеспечить питанием почти сотню приехавших участников, организовать культурную программу, договориться с военными, оказавшими помощь в проведении праздника.

В заключение отметим, что «первый блин» не вышел комом. Надеемся, что новый военно-исторический фестиваль в Уральском регионе привлечет в будущем и благотворителей, и большее число участников.

Те, кто заинтересовался деятельностью военно-исторического клуба «Доброволецъ – ХХ век», могут написать нам по адресу: Москва, 125480, а/я 32. E-mail: sv-nikola@yandex.ru

В статье использованы материалы книги «Каппель и каппелевцы», изданной НП «Посев» в Москве в 2003 году, в серии «Белые воины», под руководством А.Н. Алекаева и В.Ж. Цветкова. Авторы статьи выражают им свою глубокую признательность.

Анастасия Пигилова





Все публикации >>>




  

"Доброволецъ-ХХ век" 2007 © www.dobr20.ru     
Создание сайта www.mirsite.ru     

      

<