Доброволец 20 век
Доброволец 20 век

Публикации по истории клуба

  главная страница     письмо в редакцию     Добавить в избранное

  Главная страница

  Устав клуба и документы

  История клуба

      Публикации по истории клуба

  План на 2007 год

  Журнал

  Первая Мировая война

  Гражданская война в России

  Вторая Мировая война

  Гостевая книга

  Карта сервера

  Ссылки

  Заявка на регистрацию

  Призывной пункт



Вход для членов клуба

Логин

Пароль






ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

1.Наш сайт посвящен пропаганде только движения военно-исторической реконструкции. Не надо приписывать нам пропаганду расовой, национальной или религиозной розни, фашизма и национал-социализма, а также призывов к изменению государственного строя. Мы этим не занимаемся. Наш клуб объединяет любителей истории, это не политическое объединение.

2. Мы не нарушаем законы Российской Федерации и других государств. В частности, изображенные на фотографиях образцы "оружия" являются либо массогабаритными макетами, либо иными образцами гражданского оружия, разрешенного действующим законодательством РФ для применения в ходе массовых мероприятиях.








Все публикации >>>


Курск: белые в городе!

Мы приехали в Курск ранним утром 20 сентября. Город был только что умыт не то прошедшим ночью дождем, не то стараниями администрации. Еще зябко, капли влаги можно было просто пить с листвы. Конечно, никаких курских соловьев в округе железнодорожной станции нет и в помине...

Мы - военно-исторический клуб "Доброволецъ-ХХ век". И приехали в Курск не просто так, а по приглашению. 20-21 сентября 2003 г. по инициативе Курского областного отделения Международного фонда славянской письменности и культуры, Царскосельского военно-исторического общества, военно-исторического клуба "Марсово поле" должны пройти Дни памяти воинов погибших в годы Гражданской войны, посвященные генералу от инфантерии А.П. Кутепову. И наш клуб должен принять в ней непосредственное участие. В программу, согласно приглашению, входит и "реконструкция одного из эпизодов боя за обладание городом Курском в сентябре 1919 г."

Прохожие с интересом рассматривают военную форму наших "бойцов". За 84 года куряне уже забыли, как выглядят корниловцы и марковцы, в ожесточенных боях бравшие город. "Казаки! Красавцы!" - несется нам вслед. И порой очень трудно объяснить, что мы совсем не казаки, а современные преемники Белого Движения...

Осень 1919 года стала судьбоносным периодом в истории России. Именно в это время крупные успехи Белых армий на Юге и Северо-западе России создали серьезную угрозу существования советской власти. 20 июня в освобожденном Царицыне генерал Деникин отдает приказ Вооруженным Силам Юга России (ВСЮР) о наступлении на Москву. Вплоть до ноября 1919 г. Белые войска стремительно, хотя и с тяжелыми боями продвигались вперед к столице России. Одним из важных моментов т. н. "осеннего наступления" было взятие города Курска 6-7 сентября 1919 г. (ст. стиля).

Общее число штыков в красных армиях Южного фронта составляло более 113 тысяч. Прибавим сюда 27 тысяч сабель, более 3000 пулеметов и 774 орудия. Силы Белых были слабее _ около 100 тысяч штыков, полсотни тысяч сабель, 1727 пулеметов и 560 орудий. Но в тоже время это был период наибольшего морального подъема антибольшевицких войск. Именно в этот период прославленные "цветные" части были переформированы. Корниловские полки были развернуты в дивизию, а Дроздовский и Марковский - в бригады, а затем и в дивизии. В их рядах служило и немалое количество пленных красноармейцев.

Курск недаром называли "красной крепостью". Он был опоясан сильно укрепленной полосой в несколько рядов окопов и проволочных заграждений. Поэтому взятие города было непростой задачей. Командование решило возложить ее на наиболее прославленные части - гвардию Белой армии - корниловцев.

6 сентября корниловские полки повели наступление на Курск. Полковник Пешня, командир 1-го полка, получил задачу вести наступление вдоль железной дороги Харьков-Курск, а капитан Пашкевич со 2-м Корниловским Ударным полком и сводным батальоном 80-го пехотного Кабардинского полка должен был нанести удар с юго-запада. 1-й полк действовал под прикрытием бронепоездов "Офицер", "Генерал Корнилов" и "Иоанн Калита".

К вечеру 2-й полк ворвался в укрепленную полосу, красные бежали. 7 сентября под пение труб и стук барабанов корниловцы входили в освобожденный от красных город. Большевики не успели провести эвакуацию, и Белым добровольцам достались большие запасы провианта, обмундирования и белья. На следующий день состоялся парад войск, который принимал генерал-лейтенант Кутепов, выразивший Корниловцам особую благодарность от командования.

Вскоре корниловцы покинули город и продолжили наступление на Орел (Орловско-Кромская операция), ставшее апофеозом успехов ВСЮР. Впоследствии, после провала наступления на Москву, Курск был оставлен Белыми в начале ноября.

Движение военно-исторической реконструкции зародилось в России в конце восьмидесятых. Естественно, каждый участник движения выбирал ту эпоху и то подразделение, что сердцу ближе. Кто-то увлекся средневековыми рыцарями, кто-то - эпохой наполеоновских войн. А вот военно-исторический клуб "Доброволецъ - ХХ век" занимается историей Русской Императорской армии периода последнего царствования, а также антикоммунистических формирований двадцатого века.

Сначала был интерес к внешним проявлениям - красивая форма, нестандартный облик... Потом возникло серьезное увлечение идеологией Белого Движения. Наладились контакты с последними "белыми", доживающими свой век в разных уголках земного шара.

Стали "новыми белогвардейцами" совершенно разные в обычной жизни люди: рабочие, студенты, инженеры, врачи, юристы. Есть и девушки в солдатской одежде, в форме сестер милосердия. Впрочем, социальный состав участников Гражданской войны тоже был разнообразен. По исследованиям известных историков С. Волкова и В. Цветкова, в отдельных полках количество мобилизованных и военнопленных крестьян доходило до 70%. Поэтому Белое Движение никогда не было движением "буржуев", воевавших за утраченные заводы и поместья.

Цель военно-исторической реконструкции - "живая история". Таким образом участники движения воссоздают реальные исторические события, ощущая себя как бы их участниками. Это энтузиасты, увлеченные своим делом. Все поездки и изготовление дорогостоящих мундиров, муляжей оружия члены военно-исторических клубов оплачивают из своего кармана. Никакого дохода это занятие не приносит.

Вместе с тем военно-историческая реконструкция - не просто игра взрослых людей в войну. Каждый прибывший в Курск "солдат" Белой армии глубоко убежден, что стоило воевать за веру и отечество против безбожной советской власти. И в 1918 году, думается, эти люди сделали бы тот же выбор.

Добровольцы... Офицеры и солдаты Русской Императорской армии, до конца оставшиеся верными присяге. Жалкая горстка плохо вооруженных людей, свято веривших в Отчизну. Пусть нет в живых Царя, пусть Отечество объято ненавистью и мародерским угаром. У них осталась Вера. Вера в Бога и свое правое дело. И эта горстка свершила чудеса. Ледяной поход, поход полковника Дроздовского, марш Юденича на Петроград, взятие бароном Унгерном столицы Монголии Их Хурэ, занятой республиканской китайской солдатней. Абсолютно безнадежные с военной точки зрения операции, но они, наперекор судьбе, увенчивались успехом! Бойцы Юденича видели в рассветном небе золоченый купол Исаакиевского собора, оборванные, голодные и израненные добровольцы Корнилова и Дроздовского освобождают Кубань, а затем и почти весь Юг России. Унгерн с восемью сотнями измотанных, почти безоружных казаков и добровольцев выбивает пятнадцатитысячный китайский гарнизон. Чудеса? И да и нет! Горстка людей, объединенных одной, но святой и великой задачей, способна на все. Они не забыли тех слов, с которыми их деды и прадеды ходили на супостата - "За Веру, Царя и Отечество!"

Так как же можем мы, потомки этих людей, безропотно сносивших за Отчизну все, забыть эти простые, но необыкновенно могучие, светлые слова? Если мы хотим построить новую Россию, чистую и прекрасную, то начинать нужно с наших корней, с великих деяний наших предков. "Во всем будь пращуру подобен, как он неутомим и тверд". Без знания прошлого нет будущего. Наша с вами задача - быть достойными тех людей, кто до нас жил на этой земле, облагораживал ее и проливал кровь на этих просторах во имя правды и истинной Божией свободы.
Мы с Вами должны постигнуть всю глубину их веры, чистоту их деяний и рассказать об этом соотечественникам, чтобы вместе строить заново Святую Русь. Друзья! Не посрамим же Отчизны! Нас ждут большие дела. Смело вперед и пусть на наших новых стягах золотом сияет призыв: "За Веру, Царя и Отечество!" (Из Устава военно-исторического клуба ''Доброволецъ-ХХ век'').

В клуб "Доброволецъ-ХХ век" входят подразделения 2 Корниловского Ударного полка, 1 Офицерского пехотного генерала Маркова полка, Офицерского стрелкового генерала Дроздовского полка, Сводной Прикамской бригады. Пусть в каждой "роте" 7_10 человек. Но зато это люди, преданные Белой идее.

Большинство из них служили в армии. Чины, получаемые участниками военно-исторической реконструкции, как правило, соответствуют записи в военном билете. Поэтому не может быть речи о самовольном присвоении формы. За подобный проступок с провинившегося немедленно снимают форму, и вряд ли ему хватит совести появиться в ней прилюдно еще раз. Случай, когда одну самозванку, приехавшую на мероприятие за тысячу с лишним верст, с позором отправили домой, памятен многим современным белогвардейцам.

Такой порядок заведен практически во всех военно-исторических клубах, занимающихся историей Гражданской войны. А их в России немало. Кроме "Добровольца" под началом капитана Д. Ю. Пигилова, в Москве существуют клубы "Добровольческая бригада" (руководитель - капитан С. В. Шпагин) и "Добровольческий корпус" (руководитель - ротмистр А. А. Афанасьев). В Петербурге - Царскосельское военно-историческое общество (поручик Я. В. Образцова), "Лейб-гвардии Егерский полк" (поручик И. А. Захаров), "Лейб-гвардии Финляндский полк" (поручик С. А. Малышев) и другие. Есть военно-исторические клубы в Курске, Уфе, Перми, Пензе, Вологде, Омске. Каждый клуб насчитывает от 10 до 40 человек.

Утро в курском лагере началось с молитвы. Молитвой, согласно Уставам того времени, всегда сопровождается и построение, и прием пищи, и отход ко сну. Затем, как и положено в армии - распределение нарядов и награждение ранее отличившихся. Затем - экскурсия по городу. Прямо в форме, с развернутыми знаменами, под пение строевых песен, распространенных в Первую Мировую и Гражданскую войны.

Как я ощущаю себя в этой форме? - отвечает на наш вопрос москвич Никита Кузнецов, подпоручик 2 батальона 2 Корниловского Ударного полка. - Ощущаю себя таким же корниловцем, как и те, что сражались за Курск в 1919 году. Правда, для того, чтобы полностью соответствовать облику солдат прошедших эпох, недостаточно надеть форму и четко выполнять приказы. Человек остается человеком и продуктом своего времени даже и в солдатском мундире. Поэтому каждый из нас должен быть и немного актером. Но я знаю, что участвую не в спектакле. Я заново переживаю историю.

Это не единственное крупное мероприятие московских добровольцев в текущем году. В марте они ходили походом по местам легендарного Ледяного похода армии Корнилова, в ноябре - примут участие в Днях Памяти участников Первой Мировой и Гражданской войн в Царском Селе под Петербургом. Ездили на военно-исторический фестиваль в Чехию. Участвовали в восстановлении мемориального комплекса, посвященного белым героям, в Москве, на Братском кладбище.

Для членов клуба совершенно естественно посещать Храм Божий не только по церковным праздникам. Поэтому, после отработки завтрашнего театрализованного представления в поселке имени маршала Жукова, в пригороде Курска, мы не могли не посетить местечко Свобода, где поклонились общероссийской святыне - монастырю Коренная пустынь и Курской Коренной Чудотворной иконе Знамения Божьей Матери.

Вместе с остатками армии Врангеля 29 октября 1920 года на дредноуте "Генерал Алексеев" Владычица вторично (и окончательно) покинула русскую землю - и это было единственным способом спасти ее от уничтожения.

Сначала она находилась в Белграде, в Троицкой церкви, откуда отбывала для посещения очагов русской диаспоры в Берлин и Париж, в Лондон и Брюссель, в Женеву и Софию. Но вот уже близок конец войны. Красная армия входит в Югославию, и митрополит Анастасий, возглавитель Зарубежной Русской Церкви, решает отбыть в Германию вместе с Синодом и Чудотворной Иконой. Но часть клира ждет прихода, как считают они, освободителей. И требует оставить Святыню, пытаясь чуть ли не силой ее удержать. Непросто было увезти Икону в Вену, потом переправить в Карлсбад, а оттуда в штабном автобусе генерала Власова доставить в Мюнхен, в зону оккупации союзников. Уже тогда, в 1945 году, появилась возможность послать Богородицу в Америку. Но лишь через 5 лет Икону отправили за океан.

В 1950 году иконописец Киприан, сопровождавший Икону в эмиграции, взялся за изготовление списка. Отслужили молебен. Отец Киприан снял ризу с Чудотворного образа и очистил Икону от вековой копоти, сквозь которую едва просвечивали контуры Богоматери и Младенца. Потом взялся за работу, скопировав все в точности - вплоть до каждой трещины, червоточинки, заусеницы. А чтобы положить преграду недоразумениям, отщепил от Чудотворной иконы кусочек и вставил его в копию. Потом для списка был сооружен такой же оклад, в который облачен оригинал. Так появилась вторая Икона Знамения Божьей Матери, которая и находится в Курске.

От Коренной пустыни до Курска 30 километров. Новая Коренная пустынь, нынешний дом Курской Божьей Матери _ в сорока милях от Нью-Йорка...

Отсюда уходил на молитвенный подвиг Серафим Саровский. Поклонившись Заступнице, сделав фотографии у памятника Серафиму, окунувшись в чудотворный источник, мы возвращались усталые, но довольные. Завтра - "война".

Хочется сказать несколько добрых слов об организаторах праздника. Курский филиал клуба "Марсово поле", организовавший мероприятие, существует всего четыре года. Бессменный руководитель его - Сергей Емельянов, кандидат исторических наук, преподаватель Курского государственного университета - очень многое сделал, чтобы достойно разместить, обеспечить питанием почти сотню приехавших участников, организовать культурную программу, договориться с военными, оказавшими помощь учебным оружием.

В частности, в рамках культурной программы Емельянов организовал проведение научно-практической конференции в университете. Представители военно-исторических объединений вкратце рассказали о своих клубах и тех частях, которые они представляют, ответили на вопросы студентов, проявивших немалый интерес к проводимому мероприятию. Многие из студентов выразили желание посмотреть и на само "сражение".

Среди людей, действительно увлеченных историей, бывают только учебные баталии. Или ученые, с множеством аргументов, дискуссии. В мире военно-исторической реконструкции одна из главных заповедей - уважение к "противнику". В клубе "Доброволецъ-ХХ век" для пропаганды своих мыслей служит издаваемый клубом дважды в год военно-исторический альманах "Доброволецъ". Материалы для журнала объемом более 50 страниц, наполненного архивными документами, мемуарами участников Белого и Русского Освободительного движения, малоизвестными подробности истории борьбы русских людей с коммунизмом, биографиями выдающихся патриотов России, заметками о символике и наградах добровольцев ХХ века, художественной прозой и стихотворениями о России, члены клуба подготавливают сами, порой затрачивая в архивах уйму времени и денег. Результат? Журнал интересен и вполне доступен, в магазинах Москвы его можно приобрести за вполне приемлемую цену.

Об итогах проведенного фестиваля мы спросили еще двух участников Курской реконструкции - руководителя ВИК "Доброволецъ - ХХ век" Данилу Пигилова и его жену Анастасию, которая тоже участвовала в мероприятии в форме солдата-корниловца.

А. Пигилова: - Такие "Дни Памяти" проводятся в Курске пока еще в первый раз. Но мы очень довольны, на следующий год намерены приехать снова. Тем более следующий год будет "юбилейным" - 85 лет со дня освобождения Курска.

Д. Пигилов: - Нам очень понравилось в Курске. Но главное для нас - то, что мы можем рассказать, показать людям, как все это происходило. За многие годы, к сожалению, историческая память умышленно была стерта. Цель нашей деятельности - показать, что о Гражданской войне в России забывать нельзя, ее итоги, к сожалению, определили и наше неустроенное настоящее. А рассказать о Белом Движении сегодня - означает призвать к размышлениям о том, что в духовном плане Белые все же победили, что повторения прошедших испытаний, принесенных богоборческим режимом, быть не может.

Поймите, мы не призываем к новому братоубийству и не хотим повторения прошлого. Для нас эти дни - действительно Дни Памяти, а не Дни борьбы, потому что пепел жертв Гражданской войны до сих пор стучит в наше сердце.

После завершения всех дел во Введенской церкви мы отслужили молебен за упокой души всех вождей и воинов, погибших за правое дело. Именно этим и закончилось наше кратковременное пребывание в Курске.



Сергей ПРОШИН.
Те, кто заинтересовался деятельностью военно-исторического клуба
"Доброволецъ - ХХ век", могут написать нам по адресу: Москва, 125480, а/я 32. Е-маил: sv-nikola@yandex.ru





Все публикации >>>




  

"Доброволецъ-ХХ век" 2007 © www.dobr20.ru     
Создание сайта www.mirsite.ru     

      

<