Доброволец 20 век
Доброволец 20 век

Публикации по истории клуба

  главная страница     письмо в редакцию     Добавить в избранное

  Главная страница

  Устав клуба и документы

  История клуба

      Публикации по истории клуба

  План на 2007 год

  Журнал

  Первая Мировая война

  Гражданская война в России

  Вторая Мировая война

  Гостевая книга

  Карта сервера

  Ссылки

  Заявка на регистрацию

  Призывной пункт



Вход для членов клуба

Логин

Пароль






ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

1.Наш сайт посвящен пропаганде только движения военно-исторической реконструкции. Не надо приписывать нам пропаганду расовой, национальной или религиозной розни, фашизма и национал-социализма, а также призывов к изменению государственного строя. Мы этим не занимаемся. Наш клуб объединяет любителей истории, это не политическое объединение.

2. Мы не нарушаем законы Российской Федерации и других государств. В частности, изображенные на фотографиях образцы "оружия" являются либо массогабаритными макетами, либо иными образцами гражданского оружия, разрешенного действующим законодательством РФ для применения в ходе массовых мероприятиях.








Все публикации >>>


Дни памяти героев Гражданской войны

Мы приехали в Курск ранним утром 20 сентября. Город был только что умыт не то прошедшим ночью дождем, не то стараниями администрации. Еще зябко, капли влаги можно было просто пить с листвы. Конечно, никаких курских соловьев в округе железнодорожной станции нет и в помине…

Мы – военно-исторический клуб «Доброволецъ – ХХ век». И приехали в Курск не просто так, а по приглашению. 20-21 сентября 2003 г. по инициативе Курского областного отделения Международного фонда славянской письменности и культуры, Царскосельского военно-исторического общества, военно-исторического клуба «Марсово поле» должны пройти Дни памяти воинов погибших в годы Гражданской войны, посвященные генералу от инфантерии А.П. Кутепову. И наш клуб должен принять в ней непосредственное участие. В программу, согласно приглашению, входит и «реконструкция одного из эпизодов боя за обладание городом Курском в сентябре 1919 г.»

Прохожие с интересом рассматривают военную форму наших «бойцов». За 84 года куряне уже забыли, как выглядят корниловцы и марковцы, в ожесточенных боях бравшие город. «Казаки! Красавцы!» – несется нам вслед. И порой очень трудно объяснить, что мы совсем не казаки, а современные преемники Белого Движения…

Осень 1919 года стала судьбоносным периодом в истории России. Именно в это время крупные успехи Белых армий на Юге и Северо-западе России создали серьезную угрозу существования советской власти. 20 июня в освобожденном Царицыне генерал Деникин отдает приказ Вооруженным Силам Юга России (ВСЮР) о наступлении на Москву. Вплоть до ноября 1919 г. Белые войска стремительно, хотя и с тяжелыми боями продвигались вперед к столице России. Одним из важных моментов т. н. «осеннего наступления» было взятие города Курска 6-7 сентября 1919 г. (ст. стиля).

Общее число штыков в красных армиях Южного фронта составляло более 113 тысяч. Прибавим сюда 27 тысяч сабель, более 3000 пулеметов и 774 орудия. Силы Белых были слабее – около 100 тысяч штыков, полсотни тысяч сабель, 1727 пулеметов и 560 орудий. Но в тоже время это был период наибольшего морального подъема антибольшевицких войск. Именно в этот период прославленные «цветные» части были переформированы. Корниловские полки были развернуты в дивизию, а Дроздовский и Марковский – в бригады, а затем и в дивизии. В их рядах служило и немалое количество пленных красноармейцев.

Курск недаром называли «красной крепостью». Он был опоясан сильно укрепленной полосой в несколько рядов окопов и проволочных заграждений. Поэтому взятие города было непростой задачей. Командование решило возложить ее на наиболее прославленные части – гвардию Белой армии – корниловцев.

6 сентября корниловские полки повели наступление на Курск. Полковник Пешня, командир 1-го полка, получил задачу вести наступление вдоль железной дороги Харьков-Курск, а капитан Пашкевич со 2-м Корниловским Ударным полком и сводным батальоном 80-го пехотного Кабардинского полка должен был нанести удар с юго-запада. 1-й полк действовал под прикрытием бронепоездов «Офицер», «Генерал Корнилов» и «Иоанн Калита».

К вечеру 2-й полк ворвался в укрепленную полосу, красные бежали. 7 сентября под пение труб и стук барабанов корниловцы входили в освобожденный от красных город. Большевики не успели провести эвакуацию, и Белым добровольцам достались большие запасы провианта, обмундирования и белья. На следующий день состоялся парад войск, который принимал генерал-лейтенант Кутепов, выразивший Корниловцам особую благодарность от командования.

Вскоре корниловцы покинули город и продолжили наступление на Орел (Орловско-Кромская операция), ставшее апофеозом успехов ВСЮР.  Впоследствии, после провала  наступления на Москву, Курск был оставлен Белыми в начале ноября.

Движение военно-исторической реконструкции зародилось в России в конце восьмидесятых. Естественно, каждый участник движения выбирал ту эпоху и то подразделение, что сердцу ближе. Кто-то увлекся средневековыми рыцарями, кто-то – эпохой наполеоновских войн. А вот военно-исторический клуб «Доброволецъ – ХХ век» занимается историей Русской Императорской армии периода последнего царствования, а также антикоммунистических формирований двадцатого века.

Сначала был интерес к внешним проявлениям – красивая форма, нестандартный облик.… Потом возникло серьезное увлечение идеологией Белого Движения. Наладились контакты с последними «белыми», доживающими свой век в разных уголках земного шара.

Стали «новыми белогвардейцами» совершенно разные в обычной жизни люди: рабочие, студенты, инженеры, врачи, юристы. Есть и девушки в солдатской одежде, в форме сестер милосердия. Впрочем, социальный состав участников Гражданской войны тоже был разнообразен. По исследованиям известных историков  С.Волкова и В.Цветкова, в отдельных полках количество мобилизованных и военнопленных крестьян доходило до 70%. Поэтому Белое Движение никогда не было движением «буржуев», воевавших за утраченные заводы и поместья.

Цель военно-исторической реконструкции – «живая история». Таким образом участники движения воссоздают реальные исторические события, ощущая себя как бы их участниками. Это энтузиасты, увлеченные своим делом. Все поездки и изготовление дорогостоящих мундиров, муляжей оружия члены военно-исторических клубов оплачивают из своего кармана. Никакого дохода это занятие не приносит.

Вместе с тем военно-историческая реконструкция – не просто игра взрослых людей в войну. Каждый прибывший в Курск «солдат» Белой армии глубоко убежден, что стоило воевать за веру и отечество против безбожной советской власти. И в 1918 году, думается, эти люди сделали бы тот же выбор.

Добровольцы... Офицеры и солдаты Русской Императорской армии, до конца оставшиеся верными присяге. Жалкая горстка плохо вооруженных людей, свято веривших в Отчизну. Пусть нет в живых Царя, пусть Отечество объято ненавистью и мародерским угаром. У них осталась Вера. Вера в Бога и свое правое дело. И эта горстка свершила чудеса. Ледяной поход, поход полковника Дроздовского, марш Юденича на Петроград, взятие бароном Унгерном столицы Монголии Их Хурэ, занятой республиканской китайской солдатней. Абсолютно безнадежные с военной точки зрения операции, но они, наперекор судьбе, увенчивались успехом! Бойцы Юденича видели в рассветном небе золоченый купол Исаакиевского собора, оборванные, голодные и израненные добровольцы Корнилова и Дроздовского освобождают Кубань, а затем и почти весь Юг России. Унгерн с восемью сотнями измотанных, почти безоружных казаков и добровольцев выбивает пятнадцатитысячный китайский гарнизон. Чудеса? И да и нет! Горстка людей, объединенных одной, но святой и великой задачей, способна на все. Они не забыли тех слов, с которыми их деды и прадеды ходили на супостата – «За Веру, Царя и Отечество!»

Так как же можем мы, потомки этих людей, безропотно сносивших за Отчизну все, забыть эти простые, но необыкновенно могучие, светлые слова? Если мы хотим построить новую Россию, чистую и прекрасную, то начинать нужно с наших корней, с великих деяний наших предков. «Во всем будь пращуру подобен, как он неутомим и тверд». Без знания прошлого нет будущего. Наша с вами задача – быть достойными тех людей, кто до нас жил на этой земле, облагораживал ее и проливал кровь на этих просторах во имя правды и истинной Божией свободы. Мы с Вами должны постигнуть всю глубину их веры, чистоту их деяний и рассказать об этом соотечественникам, чтобы вместе строить заново Святую Русь. Друзья! Не посрамим же Отчизны! Нас ждут большие дела. Смело вперед и пусть на наших новых стягах золотом сияет призыв: «За Веру, Царя и Отечество!» (Из Устава военно-исторического клуба «Доброволецъ  -ХХ век»).

В клуб «Доброволецъ – ХХ век» входят подразделения 2 Корниловского Ударного полка, 1 Офицерского пехотного генерала Маркова полка, Офицерского стрелкового генерала Дроздовского полка, Сводной Прикамской бригады. Пусть в каждой «роте» 7 – 10 человек. Но зато это люди, преданные Белой идее.

Большинство из них служили в армии. Чины, получаемые участниками военно-исторической реконструкции, как правило, соответствуют записи в военном билете. Поэтому не может быть речи о самовольном присвоении формы. За подобный проступок с провинившегося немедленно снимают форму, и вряд ли ему хватит совести появиться в ней прилюдно еще раз. Случай, когда одну самозванку, приехавшую на мероприятие за тысячу с лишним верст, с позором отправили домой, памятен многим современным белогвардейцам.

Такой порядок заведен практически во всех военно-исторических клубах, занимающихся историей Гражданской войны. А их в России немало. Кроме «Добровольца» под началом капитана Д.Ю.Пигилова, в Москве существуют клубы «Добровольческая бригада» (руководитель – капитан С.В.Шпагин) и «Добровольческий корпус» (руководитель – ротмистр А.А.Афанасьев). В Петербурге – Царскосельское военно-историческое общество (поручик Я.В.Образцова), «Лейб-гвардии Егерский полк» (поручик И.А.Захаров), «Лейб-гвардии Финляндский полк (поручик С.А.Малышев) и другие. Есть военно-исторические клубы в Курске, Уфе, Перми, Пензе, Вологде, Омске. Каждый клуб насчитывает от 10 до 40 человек.

Утро в курском лагере началось с молитвы. Молитвой, согласно Уставам того времени, всегда сопровождается и построение, и прием пищи, и отход ко сну. Затем, как и положено в армии - распределение нарядов и награждение ранее отличившихся. Затем – экскурсия по городу. Прямо в форме, с развернутыми знаменами, под пение строевых песен, распространенных в Первую Мировую и Гражданскую войны.

- Как я ощущаю себя в этой форме? - отвечает на наш вопрос москвич Никита Кузнецов, подпоручик 2 батальона 2 Корниловского Ударного полка. – Ощущаю себя таким же корниловцем, как и те, что соажались за Курск в 1919 году. Правда, для того, чтобы полностью соответствовать облику солдат прошедших эпох, недостаточно надеть форму и четко выполнять приказы. Человек остается человеком и продуктом своего времени даже и в солдатском мундире. Поэтому каждый из нас должен быть и немного актером. Но я знаю, что участвую не в спектакле. Я заново переживаю историю.

Это не единственное крупное мероприятие московских добровольцев в текущем году. В марте они ходили походом по местам легендарного Ледяного похода армии Корнилова, в ноябре – примут участие в Днях Памяти участников Первой Мировой и Гражданской войн в Царском Селе под Петербургом. Ездили на военно-исторический фестиваль в Чехию. Участвовали в восстановлении мемориального комплекса, посвященного белым героям, в Москве, на Братском кладбище.

Для членов клуба совершенно естественно посещать Храм Божий не только по церковным праздникам. Поэтому, после отработки завтрашнего театрализованного представления в поселке имени маршала Жукова, в пригороде Курска, мы не могли не посетить местечко Свобода, где поклонились общероссийской святыне -  монастырю Коренная пустынь и Курской Коренной Чудотворной иконе Знамения Божьей Матери.

В 6803 году от сотворения мира, в 1295 году от Рождества Христова, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, и увидел он близ реки Тускори, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места протек источник воды. Обнаружилась святыня — и стала творить чудеса. Сначала не пожелала остаться в Рыльске, где для нее построили храм, сама покинула город и вернулась туда, где была явлена, в пустынное место. Потом, разрубленная надвое татарами, срослась обеими половинками — даже следа не осталось, только роса на месте стыка выступила. А источник, что забил на месте находки, назвали живоносным — любую хворь отгоняла его вода. Примеров защиты слабых и исцеления немощных было не счесть.

В 1597 году, когда слава о Курской Богородице распространилась далеко вокруг, повелел царь Федор Иоаннович доставить ее в Москву, украсить богатою ризою и вставить в серебряную раму с изображением господа Саваофа и пророков. Тогда же «его царским иждивением» построен был в честь Иконы монастырь с названием «Коренная пустынь» — от «корней», под которыми лежала Икона. Одновременно с тем в Курске был заложен для нее Знаменский собор — в окрестностях еще пошаливали татары.

А чтобы Пресвятая Дева не скучала по родным местам, постановили выносить ее каждый год, на девятую пятницу после Пасхи, в Коренную пустынь. Первый Крестный ход состоялся в 1618 году, и с тех пор стал одним из самых больших праздников России. На знаменитой картине Репина «Крестный ход в Курской губернии» как раз и изображено одно из таких праздничных шествий. В XIX веке этот собор был перестроен в стиле ампир, появились две башни-колокольни, величественный купол и иконостас работы Карла Брюллова. В середине прошлого века Коренная пустынь была грандиозным каменным ансамблем с высокой колокольней, многочисленной братией и двумя храмами: Рождества Пресвятой Богородицы и Животворящего источника, который был построен на деньги фельдмаршала Бориса Шереметева. А монастырские гостиничные корпуса спроектировал великий Джакомо Кваренги. Здесь же проводилась и знаменитая Коренная ярмарка, вторая в России после Нижегородской.

После революции звонницы сломали, колокола разбили, а храм превратили в кинотеатр.

В 1918 году, после взятия большевиками Курска, Заступница исчезла из храма среди ночи и была найдена лишь через три недели завернутой в мешок, без серебряного оклада и позолоченной ризы. Ночные богослужения, праздничные молебны и Крестный ход были запрещены. В сентябре 1919 года, когда Курск был взят на короткое время Добровольческой армией, и обнаружили в подвалах ЧК расшитый бархатный чехол — тот самый, что был на Иконе в ночь ее похищения. А через 2 месяца красные снова подошли к городу. В ноябре Икона покинула Знаменский монастырь и в сопровождении духовенства и монахов отправилась в Белгород. Бушевала метель. На санях сидел только держащий Икону, остальные шли пешком, утопая в снегу. Но фронт катился следом. Из Белгорода пришлось спешно отправиться в Таганрог, оттуда — через Ростов и Екатеринбург — в Новороссийск. Курскую Чудотворную погрузили на корабль и отправили в Салоники через Константинополь. В обоих портах пришлось выдержать двухнедельный карантин. Пасху 1920 года провели в порту Салоники, в полной изоляции. Заутреню и литургию пришлось служить на пароходе, с большим трудом добыв вино и просфоры. Три месяца Икона пробыла в древней столице Сербии городе Ниш, а затем, по просьбе генерала Врангеля, удерживавшего Крым, снова отбыла в Россию для ободрения белогвардейцев. Но Крым уже агонизировал. Вместе с остатками армии Врангеля 29 октября 1920 года на дредноуте «Генерал Алексеев» Владычица вторично (и окончательно) покинула русскую землю — и это было единственным способом спасти ее от уничтожения.

Сначала она находилась в Белграде, в Троицкой церкви, откуда отбывала для посещения очагов русской диаспоры в Берлин и Париж, в Лондон и Брюссель, в Женеву и Софию. Но вот уже близок конец войны. Красная армия входит в Югославию, и митрополит Анастасий, возглавитель Зарубежной русской церкви, решает отбыть в Германию вместе с Синодом и Чудотворной Иконой. Но часть клира ждет прихода, как считают они, освободителей. И требует оставить Святыню, пытаясь чуть ли не силой ее удержать. Непросто было увезти Икону в Вену, потом переправить в Карлсбад, а оттуда в штабном автобусе генерала Власова доставить в Мюнхен, в зону оккупации союзников. Уже тогда, в 1945 году, появилась возможность послать Богородицу в Америку. Но лишь через 5 лет Икону отправили за океан.

В 1950 году иконописец Киприан, сопровождавший Икону в эмиграции, взялся за изготовление списка. Отслужили молебен. Отец Киприан снял ризу с Чудотворного образа и очистил Икону от вековой копоти, сквозь которую едва просвечивали контуры Богоматери и Младенца. Потом взялся за работу, скопировав все в точности — вплоть до каждой трещины, червоточинки, заусеницы. А чтобы положить преграду недоразумениям, отщепил от Чудотворной иконы кусочек и вставил его в копию. Потом для списка был сооружен такой же оклад, в который облачен оригинал. Так появилась вторая Икона Знамения Божьей Матери, которая и находится в Курске.

От Коренной пустыни до Курска 30 километров. Новая Коренная пустынь, нынешний дом Курской Божьей Матери – в сорока милях от Нью-Йорка….

Отсюда уходил на молитвенный подвиг Серафим Саровский. Поклонившись Заступнице, сделав фотографии у памятника Серафиму, окунувшись в чудотворный источник, мы возвращались усталые, но довольные. Завтра – «война».

Хочется сказать несколько добрых слов об организаторах праздника. Курский филиал клуба «Марсово поле», организовавший мероприятие, существует всего четыре года. Бессменный руководитель его – Сергей Емельянов, кандидат исторических наук, преподаватель Курского государственного университета – очень многое сделал, чтобы достойно разместить, обеспечить питанием почти сотню приехавших участников, организовать культурную программу, договориться с военными, оказавшими помощь учебным оружием.

В частности, в рамках культурной программы Емельянов организовал проведение научно-практической конференции в университете. Представители военно-исторических объединений  вкратце рассказали о своих клубах и тех частях, которые они представляют, ответили на вопросы студентов, проявивших немалый интерес к проводимому мероприятию. Многие из студентов выразили желание посмотреть и на само «сражение».

«Красные» окопались на опушке леса. Высланная разведка «белых» не вернулась. Тогда, развернув цепь, «белые» с развернутыми знаменами без единого выстрела двинулись в атаку. Но их встретил частый заградительный огонь. Упал командир взвода, упал знаменосец, но черное марковское знамя с Андреевским белым крестом подхватили. Цепь залегла.

Но залегла только для того, чтобы, собравшись, заполнив пустующие места, ринуться в бой. Несколько минут сражения у окопов – и «большевики» бежали.

Нужно отметить, что идейные «красные» в «сражении» практически не участвовали. Здесь у белогвардейцев было явное преимущество. В регионе, традиционно относимом к красному поясу», защитников «красной крепости» почти не нашлось.

Впрочем, это не означает, что при первой же возможности новые «белые» потащили бы новых «красных» к стенке или к ближайшей березе. Среди людей, действительно увлеченных историей, бывают только учебные баталии. Или ученые, с множеством аргументов, дискуссии. В мире военно-исторической реконструкции одна из главных заповедей – уважение к «противнику». В клубе «Доброволецъ –ХХ век» для пропаганды своих мыслей служит издаваемый клубом дважды в год военно-исторический альманах «Доброволецъ». Материалы для журнала объемом более 50 страниц, наполненного архивными документами, мемуарами участников Белого и Русского Освободительного движения, малоизвестными подробности истории борьбы русских людей с коммунизмом, биографиями выдающихся патриотов России, заметками о символике и наградах добровольцев ХХ века, художественной прозой и стихотворениями о России, члены клуба подготавливают сами, порой затрачивая в архивах уйму времени и денег. Результат? Журнал интересен и вполне доступен, в магазинах Москвы его можно приобрести за вполне приемлемую цену.

Об итогах проведенного фестиваля мы спросили еще двух участников Курской реконструкции – руководителя ВИК Доброволецъ  - ХХ век» Данилу Пигилова и его жену Анастасию, которая тоже участвовала в мероприятии в форме солдата-корниловца.

А.Пигилова: - Такие «Дни Памяти» проводятся в Курске пока еще в первый раз. Но мы очень довольны, на следующий год намерены приехать снова. Тем более следующий год будет «юбилейным» - 85 лет со дня освобождения Курска.

Д.Пигилов: - Нам очень понравилось в Курске. Но главное для нас – то, что мы можем рассказать, показать людям, как все это происходило. За многие годы, к сожалению, историческая память умышленно была стерта. Цель нашей деятельности – показать, что о Гражданской войне в России забывать нельзя, ее итоги, к сожалению, определили и наше неустроенное настоящее. А рассказать о Белом Движении сегодня – означает призвать к размышлениям о том, что в духовном плане Белые все же победили, что повторения прошедших испытаний, принесенных богоборческим режимом, быть не может.

Поймите, мы не призываем к новому братоубийству и не хотим повторения прошлого. Для нас эти дни – действительно Дни Памяти, а не Дни борьбы, потому что пепел жертв Гражданской войны до сих пор стучит в наше сердце.

После завершения всех дел во Введенской церкви мы отслужили молебен за упокой души всех вождей и воинов, погибших за правое дело. Именно этим и закончилось наше кратковременное пребывание в Курске.

Надеемся, мы расстались с Курском не навсегда…(всего лишь на время)

Дмитрий Козубский

Те, кто заинтересовался деятельностью военно-исторического клуба «Доброволецъ – ХХ век», могут написать нам по адресу: Россия, Москва, 125480, а/я 32. E-mail: sv-nikola@yandex.ru
 







Все публикации >>>




  

"Доброволецъ-ХХ век" 2007 © www.dobr20.ru     
Создание сайта www.mirsite.ru     

      

<